ХАРЬКОВ МЕДИЦИНСКИЙ.
https://med.com.ua/articles/6/1314.html

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ГОЛОВНОГО МОЗГА УЧАЩИХСЯ С РАЗНЫМИ ХРОНОТИПАМИ

Харьковский национальный университет имени В.Н.Каразина


ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ГОЛОВНОГО МОЗГА УЧАЩИХСЯ С РАЗНЫМИ ХРОНОТИПАМИ

Гончаренко М.С1., Закревский А.Н2., Тимченко А.Н.1, Ткаченко А.В1.

1Харьковский национальный университет имени В.Н.Каразина, г. Харьков, Украина

2Харьковская медицинская академия последипломного образования, г. Харьков, Украина

Е-mail: valeolog@univer.kharkov.ua

 

There is teaching load influence by functional activity of brain pupils in different biorytmological types. Goncharenko M., Zakrevskij A., Timchenko A., Tkachenko A. In this article there is teaching load influence by functional activity of brain pupils. They have different biorytmological types. There is teaching load by pupils of arytmical types was provoking activity of left cerebral hemispheres in general dynamics of spectrum by electroencephalogram.

 

 

В связи с тем, что состояния, связанные с возникновением десинхронозов, свидетельствуют о напряжение адаптационных возможностей организма и могут быть предвестниками заболеваний, следовательно, необходимо принять меры профилактики нарушений временной структуры биологических ритмов. Исходя из проведенных нами исследований только 67,5 % студентов имеют удовлетворительную адаптацию, что свидетельствует о хороших адаптационных возможностях организма и потенциале физического здоровья, но и в этом случае, главное – использовать эти резервы организма с пользой для собственного здоровья, т.е. не перенапрягать его при адаптации к новым условиям (например, смена режима дня, акклиматизация, переход в более напряженный график работы).

Задание педагогов и валеологов состоит в том, чтобы выявить у учащихся принадлежность к определенной биоритмологической группе, выявить адаптационный потенциал, который является одним из показателей здоровья человека, и помочь учащемуся рационально использовать резервные возможности организма без вреда для его здоровья. Мы, конечно, понимаем, что на природный биоритм человека в повседневной жизни оказывает влияние и социальный биоритм, и некоторые другие факторы: устрой семьи, график работы, профессия, интересы, индивидуальный распорядок дня, который преимущественно формируется с детства, необходимость нарушать определенные режимы дня в связи с семейными или бытовыми обстоятельствами.

Большинство людей предоставляют преимущество работе в определенные времена сутки. Одни наиболее продуктивно работают утром, другие – в вечерние часы. Личности, которые владеют разным ритмом трудоспособности, отличаются особенностями характера, тем, как они реагируют на окружение и как болеют. Все это позволяет считать ритм трудоспособности не результатом привычки определенного режима работы, а внутренней чертой, которая свойственная человеку. Актуальность исследования в данной работе состоит в необходимости изучения функциональной активности головного мозга учащихся с разными хронотипами с целью коррекции учебно-воспитательного процесса, а также разработке и соблюдении практических рекомендаций для улучшения трудоспособности с минимальными затратами резервов организма и улучшения состояния здоровья.

На протяжении 2006-2007 уч. года мы повели исследования среди учащихся по выявлению изменений в функциональной ассиметрии головного мозга и изучали состояния электрической активности мозга (α, β і θ-ритмов) с целью выявления и прогнозирования нарушений адаптационных механизмов со стороны нервной системы, вызванных влиянием учебной нагрузки.

Группа обследованных из числа учащихся включала в себя 87 человек среднего школьного возраста из разных учебно-воспитательных заведений (Гимназия – 60 человек и лицей – 27 человек). Следует отметить, что среди учащихся гимназии у 27+6% выявлены некоторые отклонения в состоянии ЭЭГ, свидетельствующие о воздействии учебной нагрузки с достоверными изменениями в функциональной активности головного мозга. Среди учащихся лицея лишь 7+5% имели похожие изменения в функциональной активности головного мозга.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что уровень учебной нагрузки в обследованных группах достоверно отличается, что в свою очередь вызывает определенную нагрузку на нервную систему ребенка, вызывая определенные изменения со стороны головного мозга, проявляющиеся изменением % вклада ритмов головного мозга в общую картину спектра ЭЭГ.

Хронотипы учащихся в данной работе определялись с помощью тест-опросника Остберга. Распределение хронотипов в гимназии следующее: 57 % учащихся аритмического типа и 43 % утреннего типа. В лицее – 80 % учащихся утреннего хронотипа и 20 % аритмического типа.

Оценка учебной нагрузки в данной работе имела модифицированный характер и включала в себя решение математических и логических заданий, являющимися базовыми характеристиками в так называемых «стресс-тестах» с применением АПК «БОСЛАБ» для измерения электрической активности головного мозга.

Рассматривая средние значения частот ритмов у учащихся в «покое» и при «стрессе» в разных хронотипах выявлено следующее: учащиеся аритмического хронотипа имеют большие значения средних частот ритмов в тестах покоя и при стресс-тестах по сравнению с учащимися утреннего хронотипа. У учащихся утреннего хронотипа при выполнении стресс-тестов происходит достоверное снижение средней частоты α-ритму в правом полушарии в 1,8 раза (с 14,88 ± 1,46 Гц до 8,38 ± 0,42 Гц, р<0,05), в левом полушарии – в 1,7 раза (с 12, 98 ± 1,38 Гц до 7,75 ± 0,44 Гц, р<0,05).

Следует отметить тот факт, что при повышении уровня функциональной активности мозга (напряженное внимание, интенсивная психическая работа, чувство страха, беспокойство) амплитуда альфа-ритма уменьшается, и часто он полностью исчезает. На ЭЭГ появляется высокая частотная нерегулярная активность. Автоматический анализ показывает, что в спектре мощности ЭЭГ исчезает доминантный пик в области альфа- ритма и спектр уплощается с равномерным распределением мощности по всем основным частотам, что подтверждает физиологическую интерпретацию этого феномена как десинхронизацию активности нейронов («реакция активации»). Реакция активации возникает как следствие появления нового фактора в окружающей обстановке, требующего дополнительной мобилизации активности организма и ориентации его в новой ситуации. При повторных предъявлениях одного и того же стимула реакция активации постепенно слабеет и через некоторое время полностью угасает. Скорость угасания реакции зависит от субъективной значимости стимула, а также от внутреннего состояния организма, в связи с чем она может служить в определенных условиях мерой оценки состояния мозга.

Частотные характеристики β-ритму в покое и при стресс-тестах у утреннего и аритмического типа не изменяются. Достоверное изменение средней частоты θ-ритму при стрессе наблюдается только у учащихся утреннего типа (частота θ-ритму увеличилась на 13%, р<0,05). Учащиеся аритмического типа реагируют на стресс также закономерным снижением частоты α-ритму, достоверным только для левого полушария (с 17,17 ± 2,29 Гц до 10,43 ± 1,19 Гц, р<0,05).

Таким образом, достоверных расхождений в реагировании частотных характеристик ЭЭГ на стрессовые факторы, предложенные в виду вребально-логических заданий у учащихся с разным хронотипом не наблюдалось.

Важную информацию о состоянии головного мозга в покое и при стрессе может дать процентное соотношение ритмов в общей динамике спектра. Исследования показывают, что мозг в стрессовом состоянии характеризуется достоверно отличным от состояния покоя процентным распределением ритмов в общей динамике спектра. В учащихся в стрессовой ситуации, обусловленной необходимостью решения вербально-логических заданий происходит достоверное снижение доли α-ритма в общей динамике спектра как в правом (с 22 ± 1,03 % до 16,14 ± 0,4%, р<0,05), так и в левом полушариях мозга (с 20,27 ± 0,83 % до 15 ± 0,37 %, р<0,05). Вместе с этим наблюдается рост долей β і θ ритмов. Так, доля β-ритма при стресс-тестах увеличивается в 1,2 раза в правом  и в 1,1 раза в левом полушариях мозга (р<0,05).

Анализируя полученные данные можно сделать вывод о том, что учебная нагрузка именно у учащихся аритмического типа вызывается активацию левого полушария мозга в общей динамике спектра, т.е. активацию вербального мышления.

 

©2004-2005 LotusSoft.
Все права защищены.